Женская тема в мусульманском Тунисе – одна из самых «горячих», для мужчин, естественно.
Традиционный исламский развод (тройное «ты свободна» от мужа – и свободна) заменен юридической процедурой, и если у пары есть ребенок, то женщина получает в дальнейшем алименты в размере 61% от заработка мужа и его жилплощадь. При этом разводов в Тунисе очень много, больше трети семей распадаются в течение года после свадьбы. Свободных женщин Востока с домами и детьми – сами прикиньте. А вот гражданский брак здесь запрещен и наказуем пятью годами тюрьмы для обоих преступников. Ибо нефиг. Хочешь жить – умей жениться (на крайняк, если поймали, можно быстренько оформиться задним числом). А потом разводиться. Чувствуете нюансы?
Серьёзный социальный рывок женщинам в Тунисе обеспечила вторая жена нынешнего президента, который сразу после воцарения развёлся с прежней супругой и женился на молоденькой. Девушка по таинственному стечению обстоятельств быстро стала крупнейшим бизнемвуменом страны (я стесняюсь спросить – ничего не напоминает?). Авиакомпания «Carthago», сеть отелей, автосборочные предприятия, производство оливкового масла – нет таких отраслей национальной экономики, которые оказались бы для первой леди непрофильными. Мало того, что такой явный success story открыл тунисским дамам глаза на перспективы ведения собственного бизнеса, они получили ещё и некоторые дополнительные юридические преференции по сравнению с мужьями. Например, по настоянию первой леди был принят закон, согласно которому мужчина-ГАИшник не имеет права остановить женщину-водителя. Вот не имеет он такого права и всё, хоть она на задних колесах едь. Вы скажете – самодурство, а, оказывается, концепция: министерству транспорта (тамошнее ГАИ работает от него, а не от МВД) пришлось брать на службу в ГАИ женщин, на которых запрет останавливать «своих» нарушительниц не распространяется, так что дорожные патрули сейчас в Тунисе часто парные и гендерно-сбалансированные.
Кстати, чтобы далеко не ходить: проституция в Тунисе легализована, дома терпимости регистрируются и сотрудницам выдают трудовые книжки. Вот этой темой как раз занимается МВД, так что полицейские и шлюхи формально служат по одному ведомству – и у тех, и у других в трудовых книжках значится «сотрудник министерства внутренних дел», чтобы не смущались. Кстати, полицейский – третья по престижности и зарплатам профессия в бюджетной сфере, выше только учителя, врачи и инженеры. (Считать я умею, да).
Возвращаясь к тунисской семье: быстрая эмансипация в довольно-таки традиционалистском обществе привела к тому, что мужики ропщут. Многие, приходя с работы, дома не сидят (сидеть дома – это в 95% случаев значит ругаться с женой), а расходятся по небольшим кафе, где проводят время за напитками и разговором с такими же бедолагами.
По общему мнению, более революционным по настроениям в истории Туниса был только момент отмены многоженства. Первого президента страны, Отца Отечества Хабиба Бургиба, который незадолго перед тем сделал Тунис независимой страной, традиционалисты тогда чуть не съели, несмотря на все заслуги. Но как-то он выкрутился.
В общем, тунисские мужики в больших непонятках сейчас.
Выжато из блога Записки дюзометриста, комментируйте хоть тут, хоть там. Welcome!