sergeberezhnoy: (Default)
sergeberezhnoy ([personal profile] sergeberezhnoy) wrote2009-12-25 02:37 am

Предновогоднее бурление игровых страстей

Я сейчас практически в прямом эфире наблюдаю, как игроков одной отечественной бесплатной фэнтезийной игры администраторы этой игры поздравили с наступающим: одним патчем ввели в игру дармовых Дедов Морозов и фактически платное оживление персонажей после гибели.

Это сочетание, на мой взгляд, идеально отражает состояние отечественной маркетинговой мысли.

Ссылки не даю, ибо нас тут регулярно читают дети и красивые женщины.

А Римско-католических и прочих григорианских – с Рождеством. Да избегнете вы прелестей отечественного маркетинга.


Выжато из блога Записки дюзометриста, комментируйте хоть тут, хоть там. Welcome!

[identity profile] deodan.livejournal.com 2009-12-24 11:18 pm (UTC)(link)
не удивлён

[identity profile] aalien.livejournal.com 2009-12-25 03:54 am (UTC)(link)
Нно зачем, зачем эти люди играют в отечественное бесплатное, если World of Warcraft ощутимо дешевле этого, гм, бесплатного?
при отсутствии языкового барьера, да.

[identity profile] barros.livejournal.com 2009-12-25 09:56 am (UTC)(link)
Некоторым хочется разного, некоторым хочется своего. Кабы не было так, ВоВ остались бы на рынке в гордом одиночестве.

[identity profile] aalien.livejournal.com 2009-12-25 10:17 am (UTC)(link)
есть тонкость, однако.
Означенная игра — это перекрашенный WoW, вплоть до интерфейсных мелочей.

Я ничего, в общем, не имею против free2play модели (кроме того, что она либо не работает как надо, либо чересчур дорого обходится конечному потребителю; но тут уж — каждому свое).
Я даже ничего особенно не имею против шуточек компании EA, флагмана, извините за выражение, микротранзакций (хотя они с месяц назад подобным образом притопили неплохую игру очень положим способом).

Но вот Неупоминаемый Русский Проект, в ноль слизанный с варкрафта — ну я не понимаю, зачем.
Есть варкрафт, он на русском и с особыми условиями для русских игроков.
И есть игра, где с меня просят денег за то, что я буду писать в общий канал.

В общем, это вызывает у меня тяжкое такое недоумение — ЗАЧЕМ люди добровольно садятся играть в такое, и еще и обижаются потом на шулерство?

Ну и, гм, на фоне глобального патча WoW двухнедельной давности: могучие эпики прошлого сезона там теперь раздают не то чтобы совсем за так, но — то, что раньше собиралось пару месяцев по кусочку, теперь можно собрать за три дня, не особо напрягаясь.
На этом фоне платный респавн особенно мило смотрится, да.

[identity profile] barros.livejournal.com 2009-12-25 11:30 am (UTC)(link)
> Но вот Неупоминаемый Русский Проект, в ноль слизанный с варкрафта — ну я не понимаю, зачем.

А он не плох был, этот проект. Мило, стильно, с атмосферой, нетривиальной learning curve и оригинальными фишками. Про внешнюю "слизанность" я, кстати, тоже упоминал прежде, но если отличия от "первоисточника" существенны и работают на предпочтения определенной аудитории - это достаточное основание для того, чтобы аудитория росла и лояльных пользователей игре хватало.

И так было ровно до того момента, когда на лояльность пользователей было показательно забито. Cейчас это просто стало очевидно не только специалистам, но и множеству простых игроков.

[identity profile] aalien.livejournal.com 2009-12-25 05:17 pm (UTC)(link)
Ну, я человек довольно спокойный в том что касается игр, и слизывания, и даже в том, что касается настойчивых просьб заплатить — не Н-вал тут первый, не они же и последние, а про Electronic Arts я еще раз промолчу, чтоб не матом.

Ну да, дворец советов там, орк-милиционер, особенно, конечно, синий почтовый ящик с надписью ПОЧТА. И вообще.
И все это великолепие разбивается сходу о — «вот вам пузырек для сброса талантов; 300 рублей штука!»
Они, ээээ, издеваются?
Это цена месячной подписки на традиционные MMO (10-12 баксов/евро, как правило).

Тут, кажется, не надо быть специалистом, чтобы.

[identity profile] barros.livejournal.com 2009-12-25 05:34 pm (UTC)(link)
Да. Но кач до осознания зверской необходимости этого пузырька обычно длиннее, чем срок подписки. Впрочем, дело даже не в этом. Раз уж народ готов платить за приятности в игре (а народ готов, не за все, но готов - я убедился, хотя сам заплатил только за диск), стало быть, следует дать ему эту возможность. Это, кстати, говорит о привлекательности игры - коли некоторые платят, и немало, она способна конкурировать с "абонентками". Но когда вслед за этим приходит желание проверить, захочет ли народ платить за то, чтобы его перестали бить палкой... :-)))) Всё, слова кончаются.

[identity profile] aalien.livejournal.com 2009-12-25 07:02 pm (UTC)(link)
Эээм. Стоп. Ничего не понимаю.
К-какой диск? Оно же из интернетов качается же?

Впрочем, я много видел разных free2play игр; они, на деле, делятся всего на две категории: те, где donation дает игроку ощутимые преимущества перед другими игроками — и те, где оплачиваются приятные мелочи, типа одежды и золотых пистолетов.

Первый вариант фундаментально нечестен по отношению, как ни смешно, к обеим категориям игроков; второй — применим довольно ограниченно.
Я несколько раз няблюдал западные игры первой категории — ну, конец немного предсказуем. Неплательщиков переводят в разряд «вечный триал», плательщиков фактически сажают на фиксированную ставку and then some.
Исключений мне пока не встречалось; вернее, EA постоянно порывается еще и за сингл деньги подобным образом брать, но пока довольно безуспешно.
Впрочем, мультиплеерный Battlefield Heroes они вот ровно так недавно и утопили, введя еженедельную, по факту, подписку — либо ты платишь за оружие и аптечки, либо ой.
Вышло как всегда.

Ну тут можно долго рассказывать и тыкать пальцами — но общее правило для многопользовательских игр выглядит довольно просто: сделанные на Западе многопользовательские free2play игры фундаментально нечестны, или становятся такими при первом столкновении с реальностью (в виде, например, квартального отчета). Попытки «чуть-чуть монетизировать» выливаются в вымогательство и кидалово; при этом пользователь уже потратил немало времени и сил на освоение игры, на прокачку персонажа, на налаживание социальных связей каких-то. И выбор — спустить это все в унитаз либо платить неведомую, но постоянно увеличивающуюся сумму денег.
И никто ничо не гарантирует — free2play ведь! Послезавтра введут плату за клик левой кнопкой мыши — но немного, пару копеек всего, первые 320 кликов бесплатно!

Самое печальное, что жто все не издержки даже русского специфически маркетинга, а такое, общее место. Не без национального колорита, но ничего необычного.

Плюс, в наши дни любая человеческая MMO имеет триал на пару недель, в конце-то концов.

[identity profile] barros.livejournal.com 2009-12-25 08:35 pm (UTC)(link)
Да, это была странная история: диск продавался (и продается) для игры, которая находится в стадии открытого бета-тестирования (о чем на диске не было написано). Купивший диск получал игровых бонусов на сумму покупки, так что я счел эксперимент более-менее осмысленным. Из интернетов оно тоже качается, но без бонусов, истессно.

Все сказанное про "бесплатное" кидалово в общем случае верно, в частном - тоже, в общих чертах. Моя реакция спровоцирована очень уж наглядным и фантастическим по наглости проявлением этой закономерности, а в остальном - ничего необычного, конечно.
(deleted comment)

[identity profile] aalien.livejournal.com 2009-12-25 10:23 am (UTC)(link)
(тут было много текста «откуда ж вы такие стыдливые беретесь», потому что сотни, тысячи вас — но, гм.)
Разгадка проста: не надо играть на серверах, где есть диаспоры людей из стран, лишенных официального языкового релиза.
А так — што шведы мне хамили на невероятном английском, что идиоты-итальянцы попадались.
Ну и поляки периодически сервер на уши ставили.

И ничо, никто не плачет. А потом начинается, «когда мы играли на европе, мне было дико стыдно за соотечественников».
Агащазблин.
(deleted comment)

[identity profile] aalien.livejournal.com 2009-12-25 04:59 pm (UTC)(link)
не в том дело.
ой, совсем не в том.

а) у нас с западной европой сильно разная демография; средний европейский игрок — это где-то лет 25, русский — хорошо если 19. В США-Британии возраст игрока (ну тут правда не по MMO, тут по всем и всяким играм) давно перевалил за 30.

Ну, собственно, поколение, начавшее играть на NES (в России ее клон, ага, Dendy) играть не переставало в массе (это приводит к некоторым интересным общекультурным спецэффектам, но речь не о них). То есть, ну, если им по 7-10 лет было в 1985, можно себе представить.

В России поколение, скажем так, непрерывного гейминга моложе лет на 12.
Это раз.
То есть, чистая демография.

Два — в Xbox Live американском и британском — и по моим ощущениям, и по отзывам на сайтах — самый страшный зверь в (ГОЛОСОВОМ!!) чате — это двенадцатилетний школьник. Ну и там плюс-минус.
«YOU'RE FAG!» — звонким детским голосом, раз 40, подряд, пока кнопку mute не нащупаешь.

Бороться бесполезно.
Но даже без голосового общения и текстового чата возможно всякое. Школьников в западных игровых сетях ОЧЕНЬ, мягко говоря, не любят.
В наших тоже, но их тут больше.
Демография.

Три — я тут побегал, перед патчем WoW, на открытом общеевропейском тестовом сервере (куда владельцов русских аккаунтов то ли в силу программной ошибки, то ли еще почему — не пускали).
«ur fookin nub what teh hell r u doin lern2plya faggt!» — шведы какие-то. Ну и немцы не особо лучше попадались.

Четыре — на международных, скажем так, европейских серверах английский обычно сводится к своеобразному пиджину — «стой там. иди сюда. нюкай босса по кулдауну»; при этом носители языка зачастую переходят на подобный пиджин, потому как многие — большинство, пожалуй — игроков нюансов английского не воспринимает. (и не всегда это большинство замечает, что носители тоже, не шекспировским стилем изъясняются, и даже не вудхаусовским).

Ну и последнее: когда много носителей языка волею судьбы собираются в иноязычной среде, возникают разные чайнатауны и брайтон-бич и проч. (заметим также, что на вопрос «русский» для простоты отвечают утвердительно все носители языка; не до уточнений про Кишинев или Львов или что там у них еще там). Последствия и для коренного населения и для обитателей языкового гетто всегда, в принципе, одинаковые.
Кстати, после того, как русским выделили специализированные сервера с переводом и суппортом — пару англоязычных пришлось закрыть, с переездом оставшихся куда попало. Ну просто народу не осталось.

То есть это к вопросу про «сбиваться в стаи и нагибать сервер» в частности, да.